Логотип

ДЕНЬ ИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО КАЛЕНДАРЯ

Каждый день в календаре отмечен знаковым событием в истории музыки. Вы убедитесь в этом, заглянув в наш МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ!

23 мая 1873 года состоялось первое представление оперы «Снегурочка» Николая Андреевича Римского-Корсакова в Москве.

Премьера же знаменитой оперы прошла в феврале февраля 1882 года в Мариинском театре.

«Снегурочка» – опера в 4 действиях, 7 картинах с прологом, на собственное либретто по одноимённой пьесе Александра Островского.

Премьера состоялась 10 февраля 1882 года в Мариинском театре.

Пьеса «Снегурочка», которой А. Н. Островский дал авторское определение «весенняя сказка», относится к числу особенно любимых автором произведений. Большую роль в замысле пьесы играет музыка. Островский в тексте пьесы даже указал использование нескольких фольклорных песен. Для первой постановки (в Москве) музыку написал П. И. Чайковский, но она не получила большой известности.

Римский-Корсаков познакомился со «Снегурочкой» сразу после её публикации.

Весной 1880 года Римский-Корсаков побывал в Москве у Островского и получил у него разрешение воспользоваться его пьесой для сочинения оперы с правом внесения необходимых правок.

Осенью того же года была сделана оркестровка сочинения, которая была закончена 26 марта 1881 года.

Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой лёгкостью и быстротой, как «Снегурочка». Он высоко оценил её значение в собственном творчестве, в частности сказав: «Кончая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги».

Оптимистическая идея оперы – прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье – коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира – реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы».

Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей – персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле-солнцу – «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях» – враждебен суровый Мороз. Снегурочка – холодное дитя Мороза и Весны – всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в её сердце, приводя к гибели.

В этот памятный для истории музыки день арию «Туча со громом сговаривались» исполняет солистка Губернаторской симфонической капеллы Гульсина Рафекова.

Арию Снегурочки исполняет артистка академического хора Губернаторской симфонической капеллы Елизавета Кулёва.

Также предлагаем посмотреть фрагмент программы в рамках совместного проекта «Пензаконцерта» и Российской академии музыки им. Гнесиных.

В 2018 году в рамках «Нового проекта» студенты академии имени Гнесиных проходили практику в составе Губернаторской симфонической капеллы п/у Заслуженного деятеля искусств России Владимира Каширского. Результаты творческого взаимодействия были представлены зрителям на гала-концерте проекта.

Дирижировал оркестром капеллы ассистент-стажёр кафедры оперно-симфонического дирижирования Фёдор Сухарников.

Третью песню Леля из оперы «Снегурочка» исполняет студентка вокального факультета Алина Черташ.

SSL
  • 144
  • 209