Логотип

ДЕНЬ ИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО КАЛЕНДАРЯ

Каждый день в календаре отмечен знаковым событием в истории музыки. Вы убедитесь в этом, заглянув в наш МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ! Есть в нём и скорбные даты…

20 мая 1896 года не стало немецкой пианистки и композитора Клары Шуман, одной из самых выдающихся пианисток эпохи романтизма.

С 1840 года Клара Жозефина Вик Шуман – жена и первая исполнительница сочинений Роберта Шумана. Также была первой исполнительницей сочинений Иоганнеса Брамса.

Отец позволил молодой Кларе рано заниматься композицией у кантора Томаса Вайнлига и капельмейстера Генриха Дорна.

При обсуждении Клары Шуман как композитора необходимо учитывать, что она создавала музыку в то время, когда для женщины эта деятельность считалось необычной. О её фортепианном концерте a-moll op. 7, написанном в возрасте от 14 до 15 лет, музыкальный критик Карл Фердинанд Бекер говорил, что о серьезной критике здесь не может быть речи, «так как мы имеем дело с произведением дамы». Ханс фон Бюлов замечал в связи с её композициями: «Я не верю в имя существительное женского рода: создатель».

Три песни из op.12, которые написала Клара Шуман, относятся к лучшим её композициям, наряду с фортепианным трио op. 17 и тремя романсам для фортепиано и скрипки op. 22. Цикл песен op. 13 на стихи Генриха Гейне, Эмануэля Гайбеля и Фридриха Рюкерта, которые впоследствии были опубликованы Кларой Шуман, были высоко оценены её мужем.

Её сочинения отражают передовые тенденции своего времени и напоминают произведения других молодых композиторов романтической школы: таких как Роберт Шуман, Мендельсон и Шопен.

Первой выдающейся работой считается её концерт Op.7 (посвященный Луи Шпору), который она начала писать в возрасте 13 лет и впервые исполнила три года спустя в Лейпциге (Гевандхаус) под руководством Мендельсона. Это драматическая и новаторская работа, поражающая своей виртуозностью и независимостью музыкального мышления.

Интерес к её творчеству возродился в 1970 году, когда начали появляться первые записи её сочинений.

Как пианистка-виртуоз, напротив, Клара имела исключительное для её времени положение. Начинающееся XIX столетие породило ряд замечательных солистов, мастерство которых очаровывало публику. Соответственно, велик был спрос на сольные выступления артистов.

Отличало Клару Шуман то, что она существовала в доминирующем мире мужчин. Её игра не могла быть сведена к исполнению салонных пьес, она играла в том числе сложные сонаты Бетховена и некоторые из его фортепианных концертов (например, пятый, который считался трудным), – она была знаменита во всей Европе и везде встречалась с почестями.

В день памяти Клары Шуман солистка «Пензаконцерта» Анастасия Суднева исполняет известное произведение её супруга Роберта Шумана – «Благородный вальс» из цикла «Карнавал». 

SSL
  • 130
  • 359