День из Музыкального Календаря

11 декабря 1803 года родился Гектор Берлиоз – французский композитор и дирижер, яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Он смело вводил нововведения в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки, тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам произведений.

В 1826 году была написана кантата «Греческая революция» – отзыв на освободительную борьбу греков против Османской империи. Во время Большой июльской революции 1830 года на улицах Парижа разучивал с народом революционные песни, в частности обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В «Траурно-триумфальной симфонии» (1840, написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий) нашла отражение революционная тематика.

На погребение погибшего в 1837 году в Алжире генерала Дамремона Берлиозом был написан величественный реквием.

Стиль Берлиоза определился уже в «Фантастической симфонии» (1830, имеет подзаголовок «Эпизод из жизни художника»). Это первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения: разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность. Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии к социальным обобщениям: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий.

Вслед за симфонией Берлиоз пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831, продолжение «Фантастической симфонии»).

Берлиоза привлекали сюжеты произведений Байрона – симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834), увертюра «Корсар» (1844); Шекспира – увертюра «Король Лир» (1831), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» (1839), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862, на сюжет «Много шума из ничего»); Гёте – драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» (1846).

Берлиозу принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (пост. 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в частности «Римский карнавал» (1844); романсы и другие произведения. Собрание сочинений в 9 сериях (20 томов) издано в Лейпциге (1900—1907).

В последние годы жизни Берлиоз все больше склонялся к академизму, моральной проблематике: ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троянцы» по Вергилию («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1855—1859).

Значение Берлиоза в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых и смелых оркестровых эффектов (например, Берлиоз одним из первых употребил в «Фантастической симфонии» приём игры на струнных col legno).

Большим распространением пользуется его трактат об инструментовке, переведенный на многие языки. После смерти Берлиоза были изданы написанные им «Мемуары» (1870).

Берлиоз получил известность не только как композитор, но и как дирижёр. Вместе с Вагнером он заложил основы новой школы дирижирования, внёс важный вклад в развитие музыкально-критической мысли.

Другие новости

21.01.2019
Губернаторская симфоническая капелла п/у Заслуженного деятеля искусств России Владимира Каширского выступит с программой к 75-летию со дня полного снятия блокады Ленинграда
19.01.2019
В Органном зале филармонии состоялся концерт в честь 10-летия коллектива
18.01.2019
В «Пензаконцерте» выступит известный российский баянист и певец
18.01.2019
Губернатор Иван Белозерцев вручил ключи от автобусов на площади возле «Пензаконцерта»
18.01.2019
Soul-дива представит в «Пензаконцерте» яркую и разнообразную программу