Логотип

Струнный квартет «Премьера» выступил с сольным концертом

Струнный квартет «Премьера» выступил с сольным концертом. 10 декабря в Органном зале филармонии коллектив представил программу «Бетховен и Чайковский». В этом году весь мир отмечает юбилеи двух великих композиторов: 250 лет – Бетховену и 180 – Чайковскому.

В исполнении музыкантов прозвучали два струнных квартета – № 8 ми минор, ор. 59 №2 Людвига ван Бетховена и № 3 ми-бемоль минор, ор. 30 Петра Ильича Чайковского.

Бетховенские квартеты ор. 59 (по общему счёту это квартеты № 7, № 8, № 9) на Западе называют по имени заказчика – «Razoumovsky», но в нашей стране за ними закрепилось название «Русские», поскольку они имеют прямое отношение к России. Так, в первых двух квартетах Бетховен использовал мелодии, взятые из «Собрания русских народных песен с их голосами», изданного в 1790 году Н.А. Львовым и И.Б. Прачем. Тема песни «Слава» стала своего рода эмблемой государственности, величия, прославления царей и их деяний. Бетховен в квартете представил её в виде полифонических вариаций, к концу которых композитор наслаивает голоса друг на друга и приходит к созданию необычайных гармоний, очень жёстких, и диссонантных. Это своего рода колокольный перезвон, воспроизведённый средствами струнного квартета.

Чайковский свой Третий квартет написал под впечатлением преждевременной смерти известного чешского скрипача Фердинанда Лауба, и в этом своеобразном «музыкальном памятнике» выразилась боль утраты. Из всех квартетов Чайковского Третий квартет наиболее драматичен. Скорбно-элегические настроения сочетаются в квартете с бурным протестующим драматизмом и сурово-трагическими мрачными образами, в которых слышится что-то грозно-роковое и неотвратимое. В произведении воплощена вечная идея противоборства жизни и смерти, которая впоследствии получит наиболее полное выражение в Шестой симфонии композитора.

Перед концертом зрителей с программой «Добро пожаловать!» встречала Анастасия Суднева (фортепиано).