Каждый день в календаре отмечен знаковым событием в истории музыки. Вы убедитесь в этом, заглянув в наш МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ!
3 июня – день памяти австрийского композитора, дирижёра и скрипача, признанного «короля вальса», автора многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт Иоганна Батиста Штрауса II.
Иоганн Батист Штраус II родился в 1825 году в Вене в семье известного австрийского композитора Иоганна Штрауса-старшего.
Мальчик учился играть на скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал яростные скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Однако при помощи матери Иоганн-младший продолжал тайком совершенствоваться в музыке. Отец вскоре отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом.
В 1844 году Иоганн-младший закончил своё музыкальное образование у известных педагогов. Вскоре ему удаётся набрать небольшой собственный оркестр, и он с успехом выступает в венском казино Доммайера. Репертуар оркестра в значительной степени состоял из его собственных произведений. Первое время сильно мешала зависть со стороны влиятельного отца, который заносил в чёрный список те заведения, где выступал сын, не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей вотчиной. Но, вопреки всем усилиям отца и благодаря почитателям таланта Иоганна-младшего, его назначили капельмейстером военного оркестра второго полка гражданской милиции.
Ещё больше углубила конфликт отца с сыном революция 1848 года. Штраус-старший поддержал монархию и написал верноподданнический «Марш Радецкого». Штраус-младший в дни революции играл «Марсельезу» и сам написал ряд революционных маршей и вальсов.
В 1849 году Штраус-старший умер от скарлатины. Иоганн на могиле отца сыграл «Реквием» Моцарта, посвятил памяти отца вальс «Эолова арфа» и издал за свой счёт полное собрание сочинений отца. Отцовский оркестр решил присоединиться к музыкантам сына, и объединённый оркестр отправляется на гастроли по Австрии, Польше, Германии. Всюду он имел огромный успех.
В 1856 году состоялись первые гастроли Штрауса в России. Он стал постоянным дирижёром летних концертов при Павловском вокзале.
Конец 1860-х –1870-е годы – расцвет штраусовского гения. В этот период он создаёт свои лучшие вальсы «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса» и знаменитые оперетты «Летучая мышь», «Калиостро в Вене», «Принц Мафусаил».
В 1885 году композитор создаёт новый шедевр – оперетту «Цыганский барон» по сюжету повести «Саффи» Мора Йокаи.
Последние годы Штраус не концертировал и практически не выходил из дома. Но по случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» его уговорили дирижировать увертюрой. Он слишком разгорячился и по дороге домой сильно простудился. Штраус скончался в Вене в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка». Завершил работу над балетом в следующем году Йозеф Байер. Штраус был похоронен на Центральном кладбище Вены.
В день памяти великого композитора предлагаем послушать Увертюру к оперетте «Летучая мышь» в исполнении оркестра Губернаторской симфонической капеллы п/у Заслуженного деятеля искусств России Владимира Каширского.
Тост Орловского из оперетты «Летучая мышь» в исполнении солиста Губернаторской симфонической капеллы Сергея Митрофанова.
Куплеты Зупана из оперетты «Цыганский барон» в исполнении солиста Губернаторской симфонической капеллы Сергея Князева.
Куплеты Баринкая из оперетты «Цыганский барон» в исполнении солиста Московского театра оперетты Петра Борисенко и оркестра Губернаторской симфонической капеллы п/у Заслуженного деятеля искусств России Владимира Каширского.
Вальс «Весенние голоса» в исполнении солистки «Пензаконцерта» Анастасии Судневой.
